пятница, 13 октября 2017 г.

Интерпретируем детский рисунок "Дом, дерево, человек" по Дж. Буку.

Рисунок мальчика 11 лет.
Обращаем внимание на размещение рисунка на листе. В данном случае рисунок слегка смещен вправо и вниз от центра листа. Чем ниже центра, чем слабее линии (а они у нас слабые), тем больше выражена незащищенность. Далее, отсутствие дверей у дома свидетельствует о трудностях субъекта при стремлении раскрыться (особенно в домашнем кругу). Помещение дома внизу листа справа-генерализованное чувство неуверенности, небезопасности, связанного с будущим субъекта.
Дерево, базовый автопортрет. Ассоциация с жизненной ролью субъекта. Яблоню рисуют обычно сильно зависимые от родителей дети. Ствол-понимание субъектом своих возможностей.
Человек-точка зрения субъекта на собственную персону (психологический и физический аспекты). Идеальный образ субъекта. Концепция собственной сексуальной роли. Руки характеризуют отношения со средой, обществом. В данном случае: субъект интенсивно стремится к действию, иногда ловит себя на поступках, вышедших у него из-под контроля.
Голова- сфера контроля и воображения. В данном случае субъект избегает аудиального и обонятельного контакта с действительностью (отсутствие ушей и носа), как правило, чувствительность к критике. Шея- связь между сферой контроля и сферой влечений. В нашем случае - контроль присутствует. Ступни - признак подвижности (физической и психической) в межперсональных отношениях. В данном рисунке: субъект достаточно подвижен и способен к установлению нормальных взаимоотношений. Если ступни направлены в разные стороны, то субъект испытывает сильно амбивалентные чувства (разнонаправленные "любовь-ненависть" например к одному лицу).
Детали: пуговицы олицетворяют зависимость от матери.
Маленькая фигура человека: эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности.
Заключение по рисунку ДДЧ: мальчику свойственно импульсивное поведение, чувствительность к критике, подвижность в межперсональных отношениях. Состояние на данном этапе характеризуется зависимостью от матери, амбивалентностью чувств (к матери), чувством скованности незащищенности.
Стоит добавить, что результат диагностики должен быть подтвержден, либо опровергнут другими методиками. Я использую МЦВ Люшера в интерпретации Собчик, Тест Руки и шкалу тревожности Прихожан. Но об этом, в следующих блогах.
Ваша Ирина Сергеевна.

4 комментария:

  1. Интересная методика и качественная интерпретация рисунка. Буду ждать продолжения описания техник на конкретных примерах

    ОтветитьУдалить
  2. Я, как тоже практикующий психолог, знаю как сложны проективные тесты в плане их интерпретации. Считаю, что это здорово, что вы не боитесь их использовать и владеете такой теоретической базой и практическим опытом в применении этого теста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, коллега, за ваш отзыв.Согласна с вами, что проективные методики и, в частности, рисуночные сложны и неоднозначны в интерпретации. Поэтому важно проверять полученную информацию другими методами исследования.

      Удалить

Видео занятия с подростками.

 Дорогие читатели блога! Вашему вниманию предлагается просмотр видео занятия, ссылка для которого находится здесь: https://www.youtube.com/w...